По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

Русская Православная Церковь в Страсбурге: почему мы здесь?

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл,
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата


В марте 2004 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об учреждении Представительства Московского Патриархата в Страсбурге, которому поручено вести диалог и представлять позицию нашей Церкви в Совете Европы.

Деятельность Совета Европы, старейшей европейской международной организации, представляет большой интерес для нашей Церкви. Совет Европы является одним из олицетворений процессов интеграции, которые затрагивают все стороны жизни народов континента, в том числе их духовные традиции. Влияние работы, которая проходит в рамках этой организации, испытывают на себе и прихожане Русской Православной Церкви, являющейся наиболее многочисленной религиозной общиной на территории постсоветского пространства.

К сожалению, многолетние гонения, через которые прошла наша Церковь, долго не позволяли ей открыто заявлять о своих взглядах на актуальные проблемы современности, добиваться того, чтобы наш голос был узнаваем в общеевропейском хоре. Теперь ситуация изменилась. Мы желаем, чтобы каждый православный верующий мог назвать Европу своим домом, где ему предоставлена возможность жить в соответствии со своими убеждениями, реализуя их в частной, семейной, общественной жизни.

Религиозная идея воспринимается в Европе по-разному. Еще сильны голоса тех, кто считает, что радикальный секуляризм может сделать общество терпимым, однако на деле он оборачивается недопустимым подавлением чувств и свобод верующих. Отрадно, что сохранение культурного многообразия провозглашено Советом Европы одним из направлений деятельности. Мы считаем, что подлинное многообразие, исключающее идеологический диктат радикальной светскости, возможно лишь в случае гармоничного сосуществования различных духовных и философских традиций во всех сферах жизни общества. Такая гармония достижима лишь при поддержании диалога религий друг с другом и со светским гуманизмом. Поэтому можно только приветствовать стремление председателя Парламентской Ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линдена сделать Ассамблею форумом для межкультурного и межрелигиозного диалога.

Трудно переоценить роль традиционных духовных ценностей в ключевом направлении деятельности Совета Европы - защите прав человека.

Русская Православная Церковь всегда со вниманием относилась к правам и достоинству человеческой личности, сотворенной по образу и подобию Бога. Совет Европы за время своего существования разработал множество правовых процедур, направленных на защиту человеческой свободы. Многие из них доказали свою эффективность. Но глубина человеческой личности не исчерпывается совокупностью правовых форм. Секулярный мир, подчас не готовый наполнить эти формы духовным и нравственным содержанием, обращает их против самого человека, делая его орудием страстей и греховного своеволия. Результатом тому становится отказ от моральной ответственности за реализацию великого дара свободы, что приводит человека к неисчислимым страданиям и смерти.

Реализация прав человека невозможна без религиозной свободы. Однако признание ее за абсолют, призывы к ее реализации вне культурного контекста могут привести лишь к неблагоприятным для общества и личности последствиям.

Международный терроризм, ставший реальностью в Европе, по мнению исследователей, основан на религиозном примитивизме и безграмотности. Ведь никакая традиционная религия не рассматривает безвинных людей в качестве средства для достижения политических целей. Поэтому, на мой взгляд, Совет Европы должен обратиться к образовательному потенциалу традиционных религий, создать условия для его реализации на основе взаимного уважения верующих - ведь религиозно образованный человек никогда не станет орудием террора. С другой стороны, агрессивное подавление проявлений религии в общественной жизни также создает почву для квази-религиозной риторики, используемой террористами.

Поэтому межрелигиозный диалог, признаваемый и поддерживаемый странами-участницами Совета Европы, должен стать отправной точкой построения «Большой Европы», уважающей традиционные духовные ценности. Убежден: на уровне Совета Европы должно сложиться понимание, что диалог религий - это не временное средство, направленное на искоренение терроризма, а непременное условие сохранения нашего единства и многообразия, являющегося общим наследием.

Русская Православная Церковь накопила немалый опыт позитивного межрелигиозного взаимодействия - как в рамках Межрелигиозного совета России, так и на постсоветском пространстве, где недавно был создан Межрелигиозный совет СНГ. Подобное сотрудничество не является чем-то новым, но отражает давнюю российскую традицию добрососедского сосуществования мировых религий - христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Этот опыт вполне может быть востребован на общеевропейском уровне.

В ходе своей деятельности Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге будет пытаться донести наше видение упомянутых и многих других проблем до структур Совета Европы, поддерживая контакты со всеми людьми, нацеленными на мирное сосуществование людей различных убеждений в отдельных обществах и в Европе в целом.
Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси