По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

Политики и религиозные деятели обсуждают проблемы культуры и идентичности Европы

12-13 октября 2007 г. в Риме в Капитолийском зале Итальянского Сената прошла конференция «Европейская идентичность, культура и глобализация: вызов для Европы», организованная Международным Пан-Европейским союзом при участии депутатской группы Европейская народная партия - Европейские демократы в Европарламенте.

В работе конференции приняли участие видные европейские политики, такие как вице-президент Европарламента Марио Моро, президент Международного Пан-Европейского союза Ален Терренуар, видные религиозные деятели, среди которых были кардинал Поль Пупар и главный раввин Рима Риккардо ди Сени, а также представители науки и общественности. Конференция вызвала особый интерес со стороны студенческих и молодежных организаций.

В центре внимания находились вопросы истории Европы и ее культурного наследия, религиозного измерения европейской идентичности, места Европы в глобализирующемся мире.

К участию в конференции был приглашен Представитель РПЦ в Страсбурге игумен Филарет (Булеков), выступивший на пленарном заседании, посвященном теме «Диалог культур и религий».


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ
Европейская идентичность, культура и глобализация: вызов для Европы
(Рим, 12-13 октября 2007 г.)

Игумен Филарет (Булеков), Представитель Московского Патриархата в Страсбурге


Позвольте прежде всего выразить благодарность организаторам этой конференции за приглашение участвовать в столь представительном форуме.

Актуальность обсуждаемых здесь вопросов, и в частности вопроса о диалоге между культурами и религиями, совершенно очевидна. В качестве Представителя Русской Православной Церкви в Страсбурге в последние два года я принимаю самое непосредственное участие в мероприятиях Совета Европы, направленных на активизацию межрелигиозного и межкультурного диалога.

Хотел бы обратить ваше внимание на два аспекта нашей темы - на мой взгляд, важнейшие, - которые связаны с религией.

Во-первых, существует острая необходимость прояснить вопрос об общеевропейском значении христианского наследия в его религиозных и культурных измерениях.

Эта проблема неотделима от другой проблемы, а лучше сказать - задачи: нужно переосмыслить соотношение светского и религиозного в европейском контексте. Это второй момент, с которого я и начну.

Европейская история в Новое время была отмечена конфликтом между религией - в лице Христианской Церкви - и секулярным миропониманием. Религии была объявлена война: в одних странах - агрессивным секуляризмом, позднее в других - псевдорелигиозной идеологией. Коммунистическая идеология проиграла войну с религией: на Востоке Европы религия не только жива, но и возрождается, несмотря на жесточайшие гонения прошлого. А радикальный секуляризм пока не сдает своих позиций.

Результатом его натиска стало вытеснение религии из публичной сферы. Но сегодня мы видим признаки возвращения религии в общественную дискуссию, в политику. Порой проявления религии приобретают не совсем привычные формы, нередко опасные. Но в любом случае очевиден тот факт, что религия живет и даже обнаруживает новую актуальность не только для отдельных людей, но и для общества в целом.

А потому со всей определенностью можно сказать: настало время поставить вопрос о том, каким должно быть соотношение религиозного и светского в Европе XXI века.

На мой взгляд, отвечая на этот вопрос, прежде всего нужно отказаться от устаревшей идеи, что религиозными могут быть лишь отдельные люди и группы людей, а общество как целое является секулярным.

Это очень жесткая точка зрения, которая фактически используется для продолжения войны с религией. Но прежде всего это ложная точка зрения. Ибо общество включает в себя в качестве своих членов не только неверующих, но и верующих. Более того: формы религиозности в современных европейских странах многоразличны.

Не стоит принижать значимость традиционных церковных общин. Однако и многие члены европейских обществ, не являющиеся активными практикующими христианами, тем не менее сохраняют культурную сопричастность христианской традиции: для них дороги христианские символы, а если бы Церковь перестала присутствовать в общественном пространстве, они скорее всего сочли бы это великой утратой.

Но здесь есть и другой момент. Радикальный секуляризм, религии противостоящий, на самом деле не видит религии, ее специфики. Как правило, он сводит религию к культуре, к фольклору, к частным предпочтениям или даже к неврозу и именно поэтому не различает ее подлинной природы. И, в конечном счете, не понимает ее действительной позитивной роли в жизни человека и общества.

И, наконец, третий момент. Радикальный секуляризм в определенном смысле действует против своих собственных идеалов - потому что он часто препятствует тому, чтобы религиозные люди признавали и одобряли действительно положительные аспекты светскости, касающихся, например, государства, права, свободы выбора, авторитета научной рациональности.

Избежать этих негативных последствий подобного подхода можно лишь в одном случае: если в современных европейских обществах светскость будет понята как то, чт? не противостоит религии, а допускает и предполагает религию - в ее собственном качестве. И конструктивно взаимодействует с ней в культурном и общественном пространстве.

Что же может увидеть такой «зрячий секуляризм», не настроенный заранее против религии?

Он может увидеть истинное место религии - и прежде всего христианства - в истории Европы, а также те формы, в которых христианское наследие проявляется сегодня, питая собой душу Европы. И тогда станет очевидным общеевропейское значение этого христианского наследия, то есть его непосредственная связь с европейской идентичностью.

Здесь может возникнуть законный вопрос: не означает ли признание христианской доминанты в определении европейской идентичности дискриминации других религий? Никоим образом. Религиозная свобода является неотменяемой ценностью. В ее утверждении есть заслуга секулярного подхода, но ныне эту ценность признают и христианские церкви. В Европе должно быть место для других религий, равно как и для светского мировоззрения. Но все живущие в Европе должны отдавать себе отчет в том, что они живут в цивилизации, в значительной степени сформированной именно христианством (или шире: иудео-христианской религиозной традицией).

Как само христианство вобрало в себя античную культуру, так и современная общеевропейская культура включает в себя не только сильный светский компонент, но и христианское наследие: таков исторический процесс. Отказавшись от своего христианского наследия, Европа просто перестанет быть Европой.

И когда мы говорим о диалоге, мы говорим именно об этом - о необходимости сообща достичь понимания действительной роли христианской традиции и христианской культуры для современной Европы. А кроме этого - о необходимости стремиться к взаимопониманию между носителями секулярного сознания и религиозного сознания и между приверженцами разных конфессий и религий.

Такой диалог необходим, в частности, и для того, чтобы преодолевать характерную для некоторых религиозных и этнорелигиозных сообществ опасную тенденцию к замкнутости. Ведь диалог - это прежде всего открытость. Но это такая открытость, которая предполагает ответственность.

Вести межкультурный и межрелигиозный диалог необходимо для пробуждения и усиления чувства ответственности за судьбу Европы как уникального исторического феномена. Ибо при всем многообразии языков, наций, культур, мировоззрений, религиозных конфессий Европа должна сохранять и выявлять свою целостность, актуализировать свое единство.

Особую роль в европейском межкультурном и межрелигиозном диалоге призваны сыграть традиционные Церкви, обладающие долгой исторической памятью и способные отвечать на вызовы сегодняшнего дня. Эти Церкви сегодня вполне сознают свою ответственность за будущее Европы. Их голос слышен все отчетливее. Они консолидируют свои усилия и готовы активнее включаться в общеевропейское дело.

Ибо общеевропейская идентичность не является готовой данностью. Но и выдумать ее, теоретически сконструировать тоже невозможно. Сегодняшняя европейская идентичность должна созидаться именно в процессе внутриевропейского диалога - в частности диалога культур, религий, мировоззрений, этических систем.

Русская Православная Церковь не только является сторонником такого диалога, но и выступает как один из его инициаторов и как активный его участник.

Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Алексий II, выступая недавно в Страсбурге на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, так обозначит позицию нашей Церкви в этом вопросе.

Цитирую:

«Наша Церковь развивает межрелигиозный диалог. Мы убеждены, что основой его должны быть не "смешение вер", не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга. Бывают такие попытки «объединения», которые приводят лишь к еще большим разногласиям. Так происходит,  когда религии пытаются искусственно приблизить друг ко другу, а главное - к светскому мышлению, к стандартам "мира сего". Когда словно бы говорят: "Верьте во что хотите, но не тревожьте нашу совесть".

Наша модель межрелигиозных отношений - другая. Мы не занимаемся бесплодными попытками объединить все вероучения. Но мы видим, что христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, верующие других традиционных религий могут вместе противостоять общественным порокам, вместе заботиться о достойной жизни людей, вместе преодолевать национальные и социальные конфликты, вместе отстаивать свои интересы перед лицом власти.

Это мы и делаем, находясь в постоянном контакте с лидерами других религий, находясь с ними не только в диалоге, но в полномасштабном сотрудничестве. У нас огромный опыт взаимопомощи в трудные годы тоталитарного атеизма. Помогаем мы друг другу и сейчас. И нам есть что сказать окружающему миру. Понимая это, наша Церковь сделала свои комментарии по темам  составляемой в Совете Европы Белой книги по межрелигиозному и межкультурному диалогу. Надеюсь, что они будут полезны для продолжения работы» (конец цитаты).

Совет Европы сегодня становится одной из площадок такого диалога. Но для того чтобы межрелигиозный диалог действительно способствовал европейской культурной интеграции таких площадок должно быть много - как на общеевропейском, так и на региональном и национальном уровнях. Поэтому можно только приветствовать собрания, подобные нынешнему.

И в заключение позволю себе привести еще две цитаты из выступления Предстоятеля Русской Православной Церкви в Страсбурге:

«Русская Православная Церковь отдает себе отчет в том, что в Европе и в мире существуют другие религиозные мировоззрения. И мы готовы к диалогу с их приверженцами, равно как и с представителями секулярного взгляда на жизнь. Одновременно мы убеждены, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере. Для того, чтобы избежать возможных столкновений различных мировоззрений, и нужен серьезный межкультурный диалог при самом активном участии представителей традиционных религий и секулярного мира».

И еще одна цитата:

«Христианские идеи достоинства, свободы и нравственности в своей взаимосвязи создают уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни».
Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси