По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

Религиозную жизнь нельзя отделить от общественной

Интервью заместителя Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода ЧАПЛИНА

Чем обуславливается активизация диалога между Советом Европы с Русской Православной Церковью?

Нам мой взгляд, Совет Европы прошел долгий путь, прежде чем прийти к пониманию необходимости диалога с традиционными религиозными общинами.

Единство континента - одна из главных целей Совета Европы. Непременное условие такого единства - общее ценностное пространство. Для того, чтобы оно было, наконец, создано и осознано, нужно вспомнить, что Запад, с его правом и укладом, - это лишь часть Европы. Византийская традиция, наследующий ей православный мир, а теперь и мир ислама, имеют не меньше прав определять «правила игры», чем пост-римская и пост-просвещенческая цивилизации.

Доктрина прав человека обладает абсолютным, как долгое время считали в Совете Европы, объединительным потенциалом. Однако время показало, что права человека могут использоваться таким образом, что это способствует разделению континента. Раскрепощение человеческих страстей и инстинктов, отказ от нравственной оценки того или иного выбора привели к росту эгоизма, забвению семейных ценностей, атомизации общества. Многие европейцы пожертвовали своей свободой, чтобы стать рабами общества потребления, рассматривающего человека как товар или средство для получения прибыли.

К сожалению, все эти негативные явления развивались на фоне давления на традиционные религиозные общины Европы. Церкви загонялись в узкие рамки политкорректности, лишались доступа в публичное пространство. Самым реальным последствием этих процессов стало физическое вымирание населения Европы.

Приток в Европу нетипичных для этого континента культур по-новому поставил вопросы о единстве не только европейского континента в целом, но каждого общества внутри государственных границ. Европейская культурная идентичность оказалась под угрозой, ибо практически потеряла свой главный компонент - христианскую культуру.

В этих условиях в Совете Европы, как мне кажется, многие стали понимать, что есть иные ограничения для реализации прав и свобод, чем права и интересы других лиц. Это, конечно, нравственные устои, которые призваны не принуждать личность, а защищать ее от саморазрушения. Нравственные нормы в целом не могут насаждаться с помощью административных мер. Нравственность - это самоограничение, совершенствование, свободный выбор человека на основании воспитания, образования и социального контекста. Именно в трех последних сферах традиционные религии Европы могут сыграть решающую роль. Вот почему в настоящее время нам удалось найти общие точки соприкосновения с институтами Совета Европы, ведь от нашей совместной работы зависит то, каким будет будущее народов континента.

Является ли межрелигиозный диалог важным пунктом повестки дня Церковь-Совет Европы?

Многообразие культур и религий, представленных на европейском континенте и находящихся в постоянном взаимодействии, делает необходимым регулярные и упорядоченные контакты между ними. И государственные структуры, и международные организации должны содействовать такому диалогу. Особое внимание, на мой взгляд, должно уделяться диалогу религий с секуляризмом - в том числе по вопросам общественного устройства, глубинных основ права и обычаев. Если религиозные традиции не будут учитываться при осуществлении государственного управления, то это может создать атмосферу навязывания однобоких политических и общественных стандартов, что потенциально взрывоопасно.

Со своей стороны, Русская Православная Церковь, многие столетия проживающая в условиях достаточно стабильного поликультурного общества, готова внести свой опыт в европейские процессы межрелигиозного и межкультурного диалога. Поэтому мы приветствуем и поддерживаем любые попытки институционализации диалога между религиозными организациями и Советом Европы. Отрадно, что такая инициатива уже высказана председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом на конференции в Нижнем Новгороде.

Что должно стать главной целью недавно переданного приглашения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посетить Страсбург?

Во время встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы 12 января этого года г-н Рене ван дер Линден передал Его Святейшеству официальное приглашение посетить одну из сессий Ассамблеи в 2007 году и обратиться к парламентариям. Это приглашение было принято.

Думаю, что пока преждевременно говорить о той проблематике, которая может быть затронута в ходе будущего выступления, однако можно предположить, что со стороны Русской Православной Церкви будет представлено концептуальное понимание будущего Европы с учетом нашей работы в области прав человека, диалога культур и цивилизаций, партнерства религиозных общин и международных организаций в деле построения прочного мира. В любом случае сложно переоценить важность намерений Совета Европы наладить контакты с традиционными религиями.
Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси