По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
|
|||||||||||||||||||
Рассылки |
В Варшаве прошло совещание ОБСЕ по человеческому измерениюС 2 по 13 октября 2006 года в Варшаве проходило совещание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по рассмотрению обязательств в области человеческого измерения. Каждый год 56 государств-членов ОБСЕ, неправительственные организации из этих стран, а также международные организации рассматривают ситуацию с правами человека в Северной Америке, Европе и Средней Азии. Темами, вынесенными на совещание этого года, стали свобода СМИ, торговля людьми, толерантность, недискриминация, миграция, правосудие, смертная казнь, политические права, правозащитная деятельность, религиозная свобода, национальные меньшинства. 10 октября 2006 года состоялись пленарные заседания, посвященные правозащитной деятельности и религиозной свободе. От Русской Православной Церкви принял в них участие священник Георгий Рябых, помощник Председателя Отдела внешних церковных связей. Он представил международному собранию работу, ведущуюся в Русской Православной Церкви по осмыслению прав человека и правозащитной деятельности, в частности отметив необходимость учета моральных ценностей при защите прав человека. В отношении религиозной свободы было отмечено, что ее реализация не мыслима без создания условий для участия религиозных организаций в публичной сфере: образовании, СМИ, армии, социальных учреждениях. Однако, как было заявлено, подобное участие должно быть пропорционально присутствию религиозных организаций в обществе. Выступая на пленарном заседании, посвященном правозащитной деятельности и правозащитным институтам о. Георгий отметил, что Русская Православная Церковь стала инициатором широкого обсуждения концепции прав человека и правозащитной деятельности в российском обществе. «Для укрепления прав человека одного совершенствования институтов по их защите недостаточно. Необходим серьезный разговор о мировоззренческом подходе, который направляет правозащитную деятельность. Принято считать, что существует одно универсальное понимание прав человека. Конечно, есть перечень прав и свобод, который понятен всем. Однако разговор о том, как и для каких целей использовать эти возможности, остается открытым. Как правило, ответ на этот вопрос зависит от представлений о смысле жизни личности и целях общественного развития. Именно на мировоззренческом уровне современное состояние прав человека, особенно в международных отношениях, далеко от универсальности. Например, современный мировоззренческий подход, который господствует в развитии и применении прав человека в Европе, все больше выражает взгляды лишь небольших общественных групп на природу человека, в частности, ее моральное измерение. Если сегодня много говорится о согласовании прав человека с требованиями безопасности, то Русская Церковь ставит вопрос о согласовании прав человека и с требованиями морали. Между прочим, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года в статье 29 идет речь об учете «справедливых требований морали» при реализации прав человека. В публичном пространстве не должно быть проповеди аморальных норм, не разделяемых большинством общества. В рамках десяти заповедей моральные нормы признаются основными религиями и светской этикой. Уважение религии, семейных ценностей, честного труда, неприятие насилия, взаимопомощь людей, приоритет духовного развития человека над материальным успехом - вот, какие ценности должны поддерживаться сегодня в публичной сфере. В то же время в личной жизни у человека должна быть свобода не следовать этим моральным нормам. Для присутствия этого мнения в современном правозащитном движении необходимо развивать диалог правозащитных государственных и неправительственных институтов с представителями традиционной морали, прежде всего, с религиозными организациями. Сегодня Русская Церковь открыта к подобному диалогу. Кроме того, Русская Церковь также намеривается вести самостоятельную правозащитную деятельность с учетом моральных норм и пропагандировать такой подход». На пленарном заседании, посвященном свободе совести и религиозной свободе, священник Георгий Рябых остановился на проблеме участия религиозных организаций в публичной жизни общества: системе образования, СМИ, армии, различных социальных организациях, учреждениях культуры и науки. «Необходимо, чтобы права всех граждан, независимо от того принадлежат они к религиозному большинству или меньшинству, учитывались одинаково. Например, использование малочисленной религиозной организацией стадиона, городского дома культуры, детского дома, государственной школы или университета для проповеди своего вероучения в населенных пунктах с преимущественным православным, исламским или буддистским населением может способствовать только религиозной нетерпимости, потому что нарушает права большинства на сохранение своей веры. Публичная сфера не должна быть полем, которое используется для приобретения новых последователей. Поэтому в публичной сфере религиозные организации должны присутствовать пропорционально своему представительству в обществе. Поскольку публичная роль религии во многом зависит от ее взаимодействия с государством, то можно только приветствовать усилия государственных органов развивать такое взаимодействие с различными религиозными организациями в том объеме, в котором они имеют реальное влияние на общество и вносят вклад в национальную духовную жизнь. Это соответствует демократической практике во многих европейских странах. Поэтому сегодня Русская Церковь выступает за введение в государственных школах предмета, посвященного изучению основ религии, к которой принадлежит человек, а также института капелланов. Со своей стороны и различные религии должны придерживаться в своей деятельности пропорционального принципа и работать в публичной сфере только со своими последователями. Эта приверженность является главным фактором формирования культуры терпимости в обществе и способствует межрелигиозному диалогу и взаимодействию». |
«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем» (Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)
|