По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

Интервью с представителем Московского Патриархата в Страсбурге: В 2015 году права православных чаще всего нарушались на Балканах и Украине

Центр мониторинга нарушений прав и свобод православных христиан в Европе, который действует при поддержке представительства Русской церкви при Совете Европы, 22 июня опубликовал доклад за 2015 год.

О статистике нарушений прав православных в Европе, о том, достаточны ли усилия ПАСЕ по защите прав христиан в мире, как ведется строительство русского храма в парламентской столице Европы, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Наталье Федотовой рассказал представитель Русской церкви при СЕ, настоятель храма Всех Святых в Страсбурге игумен Филипп (Рябых).


- Какие шаги Вы предпринимаете для нормализации отношений между Западом и Россией в ходе диалога с европейскими структурами?

- Думаю, всем очевидно, что подобные шаги должны прежде всего предпринимать государственные и политические структуры России и стран Запада. Главное предназначение представительства Русской церкви при Совете Европы заключается в ведении с этой международной организацией диалога по соблюдению прав православных верующих и актуальным нравственным вопросам. На фоне напряженности в отношениях между Россией и Западом меня волнует вопрос другого порядка: остается ли актуальной для всех европейских народов, включая народы бывшего СССР, задача формирования пространства общих ценностей, которые определяют общественное устройство, личную мораль и человеческую деятельность, или она перестает быть таковой? Ведь именно существование такого пространства может обеспечивать прочный мир и сотрудничество от Атлантики до Владивостока. Как я понимаю, 20 лет назад Россия вступала в Совет Европы, имея в виду эту цель. При этом, по моему мнению, формирование общего ценностного пространства в Европе не предполагает слепого соглашательства со всеми идеями и мнениями участников диалога. При равноправном диалоге каждая сторона имеет свой голос, который должен быть рассмотрен и учтен. Для верующих людей это означает обеспечение права на жизнь в согласии с их религиозным учением. Эта задача и определяет деятельность церковного представительства в Страсбурге.

- Какое место в этом диалоге занимает украинская проблематика и, в частности, проблема нарушения прав Украинской православной церкви?

- В Совете Европы о серьезных нарушениях прав верующих Украинской православной церкви уже не раз говорили официальные представители этой Церкви, которые в прошлом году дважды посещали Страсбург и встречались с высокопоставленными представителями Совета Европы. Также в адрес руководителей Совета Европы украинскими церковными представителями направлялись письма и материалы о ситуации с правами верующих на Украине. Речь идет о фактах силовых захватов храмов, угрозах, телесных повреждениях и убийствах священнослужителей и верующих, клевете и провокациях, дискриминационных действиях, словах ненависти в адрес священноначалия и верующих канонической Православной церкви на Украине. В Совете Европы обещали провести работу по этим материалам, в частности, при подготовке общего мониторинга ситуации с правами человека в этой стране.

Как правило, нарушители прав верующих Украинской православной церкви (представители властей, политические, общественные и религиозные деятели на Украине) оправдывают свои противоправные действия именно конфликтом с Россией, в которой располагается резиденция главы Московского патриархата. Между прочим, именно связь с иностранным религиозным центром вменялась советской властью в вину греко-католикам и стала одним из аргументов для их запрета после войны в СССР. Зачем же брать на вооружение методы политики, которые на самой Украине справедливо признаны беззаконными?

Со своей стороны я убежден, что необходимо вести разговор о нарушениях и защите прав православных верующих на Украине строго в юридической плоскости, определяемой нормами демократического права, в том числе Европейской конвенцией прав человека. Религиозный выбор граждан, а также их религиозная самоорганизация должны уважаться и государством, и обществом и в России, и на Украине, а также в любой другой европейской стране. Это есть незыблемый принцип современной европейской цивилизации.

- 2 октября 2014 года ПАСЕ резко осудила насилие против христиан на Ближнем Востоке, приняв специальную резолюцию. По прошествии полутора лет можно ли сказать, что этот документ возымел действие?

- ПАСЕ не имеет в своем распоряжении средств для воплощения в жизнь своих идейных установок. Она может только призывать государства или другие международные структуры, обладающие нужными ресурсами, к действию. Что могла бы еще сделать ПАСЕ? Например, проводить регулярный мониторинг ситуации и постоянно привлекать внимание к этому вопросу. К сожалению, этого не происходит.

- В прошлом году ПАСЕ признала существование дискриминации и нарушения прав христиан в Европе. Представительством Московского патриархата при Совете Европы был создан сайт "Мониторинг прав и свобод православных христиан в Европе". Какая вырисовывается статистика?

- Представительство задалось целью создать данный мониторинговый механизм потому, что на сегодня такой механизм отсутствует. Вы нигде не найдете статистики по нарушению прав православных христиан в Европе. Но не потому, что таких нарушений нет, а потому, что никто не занимается систематическим сбором подобной информации. Для своей эффективности правозащитная деятельность должна иметь несколько составляющих: достоверный мониторинг фактов нарушений, хороший юридический анализ этих фактов, привлечение юридических механизмов (адвокатура, суды) к защите прав, а также хорошие взаимосвязи с правозащитным сообществом и вообще с обществом для мобилизации его внимания и сил на защиту от нарушений. Такой механизм непросто создать: нужны специалисты высокой квалификации со знанием иностранных языков и практики Страсбургского суда, нужны средства, хорошая организация работы. Еще важнее, чтобы он служил защите реальных прав людей, а не чьих-то политических интересов.

- Какое количество случаев нарушения прав зафиксировано за прошедший год?

- 22 июня Центр мониторинга нарушений прав и свобод православных христиан в Европе выпустил на английском языке доклад о нарушениях прав и свобод православных верующих в Европе в 2015 году. В отчете фигурируют 143 информационных сообщения, в которых говорится примерно о 130 фактах нарушений прав православных христиан в Европе, а также представлены официальные заявления священноначалия Православных церквей и их официальных представителей, государственных и международных организаций на эту тему. Обработан большой объем информации, но мы знаем, что далеко не весь. Проект мониторинга держится на энтузиастах и добровольцах, которые обеспокоены этими нарушениями. Надеюсь, что проект будет развиваться и далее.

- Какие регионы наиболее уязвимы?

- В 2015 году больше всего нами зафиксировано нарушений прав православных верующих на Балканах и Украине. Но есть несколько случаев во Франции, Латвии, России и других странах Европы.

- Когда Вы собираетесь представить данный доклад на площадке Совета Европы?

- Мы рассылаем этот доклад руководителям различных структур Совета Европы, дипломатическим представительствам в Страсбурге и различным общественным организациям. Также будем распространять и представлять его на мероприятиях Совета Европы. Мы заинтересованы, чтобы с этим докладом ознакомилось как можно больше людей.

- Участвует ли представительство Русской церкви в разрешении миграционного кризиса в Европе?

- Думаю, что миграционный кризис разрешить могут только те, кто имеет достаточно для этого полномочий и средств. Представительство может только наблюдать и осмыслять происходящее. До нас доходят только мелкие "миграционные" ручейки, с которыми мы сталкиваемся на уровне нашей общины. Но они не из ближневосточных и африканских стран, откуда в Западную Европу добираются миллионы. В нашем случае это выходцы из стран бывшего СССР. Есть заметный новый приток из Молдавии, Украины, Грузии. Это все "экономическая" миграция, которая убегает от низкого уровня жизни и безработицы. На своем приходском уровне мы пытаемся поддержать людей морально, поскольку средствами для материальной поддержки не располагаем.

- В связи с усилением радикализма и экстремизма в европейском обществе острее встал вопрос о включенности религиозных общин в публичную сферу. Как протекает этот процесс?

- С одной стороны, общество ищет поддержку от всех, кто за мир и против терроризма. На этом фоне власти проявляют к религиозным организациям больше внимания и уважения, пытаясь привлечь их к борьбе с радикализмом. Но, с другой стороны, есть определенный уровень недоверия и даже страха перед глубоко религиозными людьми, особенно это касается мусульман. Им порой приходится доказывать, что быть глубоко верующим человеком не означает быть экстремистом и террористом.

- На какой стадии сейчас находится строительство русского храма в Страсбурге?

- Стройка ведется уже два года. К настоящему времени из бетонного монолита построены стены и своды церкви, коробка приходского центра и столбы ограды. Ведутся работы по прокладке коммуникаций. Оформляем в России заказ на изготовление шатра, куполов и крестов. Готовимся к внутренним работам приходского центра. Строительство ведется по мере поступления благотворительных средств.

Земля, на которой мы строим, передана нам в аренду на 99 лет с символической платой - 15 евро в год. Постройки на этой земле будут находиться в собственности русского прихода. Вести стройку непросто, учитывая невысокий уровень благосостояния наших прихожан. За средствами мы обращаемся ко всем неравнодушным. Ведь это единственный храм на всю Восточную Францию, между Ниццей и Парижем, а русскоязычных верующих десятки тысяч. Среди жертвователей храма в Страсбурге есть русскоязычные люди из Франции, Германии, США, Японии, а также многочисленные граждане и выходцы из России, Украины, Молдовы, Грузии, Белоруссии. Есть пожертвования и от французов, немцев и даже китайцев. На сайте прихода мы аккуратно ведем книгу жертвователей и записываем в нее всех, кто оставляет свои имена и фамилии.

- Но это все небольшие пожертвования. А как удается собирать крупные суммы?

- Думаю, что, видя усердие очень многих простых людей, Господь посылает нам жертвователей, которые, например, дали львиную долю средств на уже осуществленные работы: Челябинский электрометаллургический комбинат, "Внешэкономбанк", "Транснефть". Расход всех средств - и малых, и больших - полностью прозрачен. Согласно французскому законодательству, каждый год мы публикуем отчеты о доходах и расходах Фонда строительства в официальном журнале Франции и предоставляем их в местную префектуру.

Большую радость нам принесло вхождение в попечительский совет строительства известного дирижера Владимира Спивакова, который каждый год проводит международный фестиваль в Кольмаре, недалеко от Страсбурга. Он содействовал нахождению одного крупного благотворителя, посвятил нашему строительству заключительный концерт Московского Рождественского фестиваля в этом году, а также подарил нашей общине замечательный старинный образ Богоматери "Одигитрия". Один словом, при всей его многогранной деятельности, он уже сделал очень много для нашей общины. Таким неравнодушным сочувствием и участием людей и строится наш храм.

- Интересен ли этот проект эльзасцам?

- Проект вызывает большой интерес у жителей Страсбурга и не только. Каждый водитель, который проезжает мимо нашего храма, поворачивает голову, и все его пассажиры вслед за ним. Местные власти и жители района нас поддерживают, проявляют дружелюбие и открытость. Им очень нравится архитектурный облик нашего храма, который возник благодаря русско-французскому тандему Дмитрия Пшеничникова и Мишеля Арнольда и укладывается в традицию севернорусской шатровой архитектуры.

Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси