Центр
мониторинга нарушений прав и свобод
православных христиан в Европе, который
действует при поддержке представительства
Русской церкви при Совете Европы, 22 июня
опубликовал доклад за 2015 год.
О
статистике нарушений прав православных
в Европе, о том, достаточны ли усилия
ПАСЕ по защите прав христиан в мире, как
ведется строительство русского храма
в парламентской столице Европы, в
интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия"
Наталье Федотовой рассказал представитель
Русской церкви при СЕ, настоятель храма
Всех Святых в Страсбурге игумен Филипп
(Рябых).
-
Какие шаги Вы предпринимаете для
нормализации отношений между Западом
и Россией в ходе диалога с европейскими
структурами?
- Думаю, всем очевидно,
что подобные шаги должны прежде всего
предпринимать государственные и
политические структуры России и стран
Запада. Главное предназначение
представительства Русской церкви при
Совете Европы заключается в ведении с
этой международной организацией диалога
по соблюдению прав православных верующих
и актуальным нравственным вопросам. На
фоне напряженности в отношениях между
Россией и Западом меня волнует вопрос
другого порядка: остается ли актуальной
для всех европейских народов, включая
народы бывшего СССР, задача формирования
пространства общих ценностей, которые
определяют общественное устройство,
личную мораль и человеческую деятельность,
или она перестает быть таковой? Ведь
именно существование такого пространства
может обеспечивать прочный мир и
сотрудничество от Атлантики до
Владивостока. Как я понимаю, 20 лет назад
Россия вступала в Совет Европы, имея в
виду эту цель. При этом, по моему мнению,
формирование общего ценностного
пространства в Европе не предполагает
слепого соглашательства со всеми идеями
и мнениями участников диалога. При
равноправном диалоге каждая сторона
имеет свой голос, который должен быть
рассмотрен и учтен. Для верующих людей
это означает обеспечение права на жизнь
в согласии с их религиозным учением.
Эта задача и определяет деятельность
церковного представительства в
Страсбурге.
- Какое место в этом
диалоге занимает украинская проблематика
и, в частности, проблема нарушения прав
Украинской православной церкви?
-
В Совете Европы о серьезных нарушениях
прав верующих Украинской православной
церкви уже не раз говорили официальные
представители этой Церкви, которые в
прошлом году дважды посещали Страсбург
и встречались с высокопоставленными
представителями Совета Европы. Также
в адрес руководителей Совета Европы
украинскими церковными представителями
направлялись письма и материалы о
ситуации с правами верующих на Украине.
Речь идет о фактах силовых захватов
храмов, угрозах, телесных повреждениях
и убийствах священнослужителей и
верующих, клевете и провокациях,
дискриминационных действиях, словах
ненависти в адрес священноначалия и
верующих канонической Православной
церкви на Украине. В Совете Европы
обещали провести работу по этим
материалам, в частности, при подготовке
общего мониторинга ситуации с правами
человека в этой стране.
Как правило,
нарушители прав верующих Украинской
православной церкви (представители
властей, политические, общественные и
религиозные деятели на Украине)
оправдывают свои противоправные действия
именно конфликтом с Россией, в которой
располагается резиденция главы
Московского патриархата. Между прочим,
именно связь с иностранным религиозным
центром вменялась советской властью в
вину греко-католикам и стала одним из
аргументов для их запрета после войны
в СССР. Зачем же брать на вооружение
методы политики, которые на самой Украине
справедливо признаны беззаконными?
Со
своей стороны я убежден, что необходимо
вести разговор о нарушениях и защите
прав православных верующих на Украине
строго в юридической плоскости,
определяемой нормами демократического
права, в том числе Европейской конвенцией
прав человека. Религиозный выбор граждан,
а также их религиозная самоорганизация
должны уважаться и государством, и
обществом и в России, и на Украине, а
также в любой другой европейской стране.
Это есть незыблемый принцип современной
европейской цивилизации.
- 2 октября
2014 года ПАСЕ резко осудила насилие
против христиан на Ближнем Востоке,
приняв специальную резолюцию. По
прошествии полутора лет можно ли сказать,
что этот документ возымел действие?
- ПАСЕ не имеет в своем распоряжении
средств для воплощения в жизнь своих
идейных установок. Она может только
призывать государства или другие
международные структуры, обладающие
нужными ресурсами, к действию. Что могла
бы еще сделать ПАСЕ? Например, проводить
регулярный мониторинг ситуации и
постоянно привлекать внимание к этому
вопросу. К сожалению, этого не происходит.
-
В прошлом году ПАСЕ признала существование
дискриминации и нарушения прав христиан
в Европе. Представительством Московского
патриархата при Совете Европы был создан
сайт "Мониторинг прав и свобод
православных христиан в Европе".
Какая вырисовывается статистика?
-
Представительство задалось целью
создать данный мониторинговый механизм
потому, что на сегодня такой механизм
отсутствует. Вы нигде не найдете
статистики по нарушению прав православных
христиан в Европе. Но не потому, что
таких нарушений нет, а потому, что никто
не занимается систематическим сбором
подобной информации. Для своей
эффективности правозащитная деятельность
должна иметь несколько составляющих:
достоверный мониторинг фактов нарушений,
хороший юридический анализ этих фактов,
привлечение юридических механизмов
(адвокатура, суды) к защите прав, а также
хорошие взаимосвязи с правозащитным
сообществом и вообще с обществом для
мобилизации его внимания и сил на защиту
от нарушений. Такой механизм непросто
создать: нужны специалисты высокой
квалификации со знанием иностранных
языков и практики Страсбургского суда,
нужны средства, хорошая организация
работы. Еще важнее, чтобы он служил
защите реальных прав людей, а не чьих-то
политических интересов.
- Какое
количество случаев нарушения прав
зафиксировано за прошедший год?
-
22 июня Центр мониторинга нарушений прав
и свобод православных христиан в Европе
выпустил на английском языке доклад о
нарушениях прав и свобод православных
верующих в Европе в 2015 году. В отчете
фигурируют 143 информационных сообщения,
в которых говорится примерно о 130 фактах
нарушений прав православных христиан
в Европе, а также представлены официальные
заявления священноначалия Православных
церквей и их официальных представителей,
государственных и международных
организаций на эту тему. Обработан
большой объем информации, но мы знаем,
что далеко не весь. Проект мониторинга
держится на энтузиастах и добровольцах,
которые обеспокоены этими нарушениями.
Надеюсь, что проект будет развиваться
и далее.
- Какие регионы наиболее
уязвимы?
- В 2015 году больше всего
нами зафиксировано нарушений прав
православных верующих на Балканах и
Украине. Но есть несколько случаев во
Франции, Латвии, России и других странах
Европы.
- Когда Вы собираетесь
представить данный доклад на площадке
Совета Европы?
- Мы рассылаем этот
доклад руководителям различных структур
Совета Европы, дипломатическим
представительствам в Страсбурге и
различным общественным организациям.
Также будем распространять и представлять
его на мероприятиях Совета Европы. Мы
заинтересованы, чтобы с этим докладом
ознакомилось как можно больше людей.
-
Участвует ли представительство Русской
церкви в разрешении миграционного
кризиса в Европе?
- Думаю, что
миграционный кризис разрешить могут
только те, кто имеет достаточно для
этого полномочий и средств. Представительство
может только наблюдать и осмыслять
происходящее. До нас доходят только
мелкие "миграционные" ручейки, с
которыми мы сталкиваемся на уровне
нашей общины. Но они не из ближневосточных
и африканских стран, откуда в Западную
Европу добираются миллионы. В нашем
случае это выходцы из стран бывшего
СССР. Есть заметный новый приток из
Молдавии, Украины, Грузии. Это все
"экономическая" миграция, которая
убегает от низкого уровня жизни и
безработицы. На своем приходском уровне
мы пытаемся поддержать людей морально,
поскольку средствами для материальной
поддержки не располагаем.
- В связи
с усилением радикализма и экстремизма
в европейском обществе острее встал
вопрос о включенности религиозных общин
в публичную сферу. Как протекает этот
процесс?
- С одной стороны, общество
ищет поддержку от всех, кто за мир и
против терроризма. На этом фоне власти
проявляют к религиозным организациям
больше внимания и уважения, пытаясь
привлечь их к борьбе с радикализмом.
Но, с другой стороны, есть определенный
уровень недоверия и даже страха перед
глубоко религиозными людьми, особенно
это касается мусульман. Им порой
приходится доказывать, что быть глубоко
верующим человеком не означает быть
экстремистом и террористом.
- На
какой стадии сейчас находится строительство
русского храма в Страсбурге?
-
Стройка ведется уже два года. К настоящему
времени из бетонного монолита построены
стены и своды церкви, коробка приходского
центра и столбы ограды. Ведутся работы
по прокладке коммуникаций. Оформляем
в России заказ на изготовление шатра,
куполов и крестов. Готовимся к внутренним
работам приходского центра. Строительство
ведется по мере поступления благотворительных
средств.
Земля, на которой мы строим,
передана нам в аренду на 99 лет с
символической платой - 15 евро в год.
Постройки на этой земле будут находиться
в собственности русского прихода. Вести
стройку непросто, учитывая невысокий
уровень благосостояния наших прихожан.
За средствами мы обращаемся ко всем
неравнодушным. Ведь это единственный
храм на всю Восточную Францию, между
Ниццей и Парижем, а русскоязычных
верующих десятки тысяч. Среди жертвователей
храма в Страсбурге есть русскоязычные
люди из Франции, Германии, США, Японии,
а также многочисленные граждане и
выходцы из России, Украины, Молдовы,
Грузии, Белоруссии. Есть пожертвования
и от французов, немцев и даже китайцев.
На сайте прихода
мы аккуратно ведем книгу жертвователей
и записываем в нее всех, кто оставляет
свои имена и фамилии.
- Но это все
небольшие пожертвования. А как удается
собирать крупные суммы?
- Думаю,
что, видя усердие очень многих простых
людей, Господь посылает нам жертвователей,
которые, например, дали львиную долю
средств на уже осуществленные работы:
Челябинский электрометаллургический
комбинат, "Внешэкономбанк",
"Транснефть". Расход всех средств
- и малых, и больших - полностью прозрачен.
Согласно французскому законодательству,
каждый год мы публикуем отчеты о доходах
и расходах Фонда строительства в
официальном журнале Франции и предоставляем
их в местную префектуру.
Большую
радость нам принесло вхождение в
попечительский совет строительства
известного дирижера Владимира Спивакова,
который каждый год проводит международный
фестиваль в Кольмаре, недалеко от
Страсбурга. Он содействовал нахождению
одного крупного благотворителя, посвятил
нашему строительству заключительный
концерт Московского Рождественского
фестиваля в этом году, а также подарил
нашей общине замечательный старинный
образ Богоматери "Одигитрия". Один
словом, при всей его многогранной
деятельности, он уже сделал очень много
для нашей общины. Таким неравнодушным
сочувствием и участием людей и строится
наш храм.
- Интересен ли этот проект
эльзасцам?
- Проект вызывает
большой интерес у жителей Страсбурга
и не только. Каждый водитель, который
проезжает мимо нашего храма, поворачивает
голову, и все его пассажиры вслед за
ним. Местные власти и жители района нас
поддерживают, проявляют дружелюбие и
открытость. Им очень нравится архитектурный
облик нашего храма, который возник
благодаря русско-французскому тандему
Дмитрия Пшеничникова и Мишеля Арнольда
и укладывается в традицию севернорусской
шатровой архитектуры.