По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Контакты
  
   

Рассылки

E-mail:



 

Святейший Патриарх Алексий ответил на вопросы членов ПАСЕ

2007-10-02 | Patriarchia.ru
Патриарх , Совет Европы
2 октября по завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы собравшихся.

Один из вопросов касался отношения Его Святейшества к докладу господина де Пужа «Государство, религия и права человека», обсужденному в ПАСЕ в июне 2007 года.

Предстоятель Русской Церкви отметил важность доклада и выразил удовлетворение тем, что в последовавшей за ним резолюции ПАСЕ №1804 от 29 июня 2007 года отмечается необходимость преподавания знаний о религии в школах.

«Эти знания должны быть соединены с духовно-нравственным воспитанием», -  заявил Святейший Патриарх Алексий.

«Дело здесь не в том, что школа должна быть полем для миссионерства, а в том, чтобы в ней дети, которые сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых любое общество окажется в опасности», - отметил Святейший Патриарх.

Он подчеркнул, что возможность успешного изучения школьниками основ своей культуры особенно необходима «в условиях глобализации, когда так важно сохранить свою культурную идентичность».

Святейший Патриарх призвал также европейских парламентариев «искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением чувств верующих».

«Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, намеренно оскорблять его чувства - значит совершать очень сомнительные с нравственной точки зрения деяния. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личностные чувства, память умерших, государственные символы» - сказал Патриарх Алексий.

Он не согласился с утверждением, что за последние 20 лет «религиозный культ претерпел серьезный упадок в Европе». По словам Его Святейшества, в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии и во многих других странах Центральной и Восточной Европы «вера возрождается, и все больше социально активных людей вовлекается в жизнь и труды Церкви».

Один из вопросов касался отношения Святейшего Патриарха к докладу господина де Пужа «Государство, религия и права человека», обсужденному в ПАСЕ в июне 2007 года. В этой связи Предстоятель Русской Православной Церкви отметил:

«Доклад, а также последовавшая за ним рекомендация ПАСЕ № 1804 от 29 июня этого года являются важным вкладом в дискуссию о месте религии в жизни современного общества в странах Европы. Хотел бы высказать удовлетворение тем, что в рекомендации говорится: «Организованные религии как таковые являются неотделимой частью общества». Полностью согласен и с такими словами документа: «Не следует смешивать власть и религию». В рекомендации также признается важность межрелигиозного диалога и преподавания в школах знаний о религии.

К этим правильным словам хотел бы добавить, что такие знания должны быть соединены с духовно-нравственным воспитанием. И речь здесь не о том, что школа должна быть полем для миссионерства, а о том, чтобы в ней дети, которые, сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых, как я уже говорил, любое общество окажется в опасности. Школьникам нужно дать и возможность углубленного изучения основ своей религиозной культуры. Ведь в условиях глобализации так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира.

Убежден, что нужно искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением к чувствам верующих. Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, что-то дороже всего на свете, намеренно оскорблять его чувства - значит совершать очень сомнительное с нравственной точки зрения деяние. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личные чувства, память умерших, государственные символы...

Наконец, я бы не согласился с тем, что за последние 20 лет «религиозный культ претерпел заметный упадок в Европе», как говорится в рекомендации. Где-то это, может быть, и так, но только не в России, не на Украине, не в Белоруссии, не в Молдове, не во многих других странах Центра и Востока Европы. Здесь вера возрождается, и все больше социально активных людей вовлекается в жизнь и труды Церкви».

Отвечая на вопрос о роли Русской Православной Церкви в межрелигиозном и межкультурном диалоге, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в частности, подчеркнул:

«Как я уже сказал, в России не было религиозных войн. И я надеюсь, что их никогда не будет. Для этого наша Церковь, как опять-таки уже было сказано, развивает межрелигиозный диалог. Мы убеждены, что основой его должны быть не «смешение вер», не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга. Бывают такие попытки «объединения», которые приводят лишь к еще большим разногласиям. Так происходит, когда религии пытаются искусственно приблизить друг ко другу, а главное - к светскому мышлению, к стандартам «мира сего». Когда словно бы говорят: «Верьте во что хотите, но не тревожьте нашу совесть».

Наша модель межрелигиозных отношений - другая. Мы не занимаемся бесплодными попытками объединить все вероучения. Но мы видим, что христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, верующие других традиционных религий могут вместе противостоять общественным порокам, вместе заботиться о достойной жизни людей, вместе преодолевать национальные и социальные конфликты, вместе отстаивать свои интересы перед лицом власти.

Это мы и делаем, находясь в постоянном контакте с лидерами других религий, находясь с ними не только в диалоге, но в полномасштабном сотрудничестве. У нас огромный опыт взаимопомощи в трудные годы тоталитарного атеизма. Помогаем мы друг другу и сейчас. И нам есть что сказать окружающему миру. Понимая это, наша Церковь сделала свои комментарии по темам составляемой в Совете Европы Белой книги по межрелигиозному и межкультурному диалогу. Надеюсь, что они будут полезны для продолжения работы».

Обратившись к теме смертной казни, Его Святейшество заявил: «Наша Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех видах, будь то жизнь ребенка во чреве матери или жизнь осужденного за преступление».

Один из вопросов, заданных Его Святейшеству после выступления на заседании ПАСЕ, касался отношения Русской Православной Церкви к гомосексуализму. Отвечая на него, Предстоятель, в частности, подчеркнул:

«Церковь призвана относиться с любовью и состраданием к каждому человеку, в том числе к грешнику, которого мы любим, ненавидя его грех. При этом мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции Церкви. Согласно этому учению, грехом является не только упомянутое вами явление, но и супружеская неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки, которые, как я знаю из своего пастырского опыта, заставляют страдать человеческую совесть».

«Кто-то, конечно, может считать иначе. И никого не надо дискриминировать исходя из убеждений или особенностей личной жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в Слове Божием. Если где-то ведется навязчивая пропаганда гомосексуализма, воздействующая главным образом на молодежь, мы вправе поставить перед обществом вопрос: подумайте, что нужно поддерживать на уровне права и политики, а что нет».

«Когда в Москве настойчиво хотели провести парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда и реклама греха, - сказал также Святейший Патриарх Алексий. - Это болезнь, это изменение человеческой личности. Есть такие изменения личности, как клептомания, но почему-то клептоманию никто не афиширует. Проведение гей-парада - реклама образа жизни, навязываемая лицам, которые далеки от этого».

Отвечая на вопрос о значении воссоединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал подписание в мае нынешнего года «Акта о каноническом общении» историческим событием.

«Процесс разделения порожден в нашей стране гражданской войной, революцией, - подчеркнул Его Святейшество, напомнив, что многие миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть свою Родину и эмигрировать за рубеж.

«17 мая 2007 года произошло воссоединение - мы подписали «Акт о каноническом общении». После этого мы вместе совершали богослужения, теперь мы вместе трудимся ради блага нашего народа. Ушло в прошлое разделение, вызванное политическими причинами, в первую очередь революцией 1917 года и разразившейся вслед за ней Гражданской войной», - сказал Святейший Патриарх, отметив, что значительная часть нашей диаспоры решительно не принимала тоталитарного режима и его наследия. По словам Его Святейшества, теперь эти люди в полной мере участвуют в жизни нашего народа. «Вот почему мы радуемся этому воссоединению, исцелившему рану, которая кровоточила более 80 лет», - заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Прямая речь

«Мы несем ответственность за то, что происходит в этой цивилизации (Европе), на основании своего собственного исторического уникального опыта, через который не прошла ни одна европейская страна в XX веке. Это в нашей стране строилось общество без Бога. Мы знаем, что это за система. Исходя из этого, мы выражаем готовность участвовать в диалоге с Вами и со всеми заинтересованными силами в Европе для того, чтобы размышлять о нашем общем будущем»

(Встреча с генеральным секретарем Совета Европы Т.Ягландом, 21 мая 2013 года, Москва)

 


Кирилл,
Патриарх Московский
и Всея Руси