20 сентября 2011 года в Страсбурге на заседании Всемирного координационного совета российских соотечественников выступил представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы на тему правозащитной деятельности российских соотечественников за рубежом
В положении о Всемирном координационном совете российских соотечественников сказано, что совет среди прочего «осуществляет регулярный диалог с традиционными конфессиями России». Именно в свете этого направления работы Совета проходит наша сегодняшняя встреча. Начиная с 2004 года, Русская Православная Церковь работает в Страсбурге и ведет прямой диалог с Советом Европы. В 2008 году появился документ, который обеспечивает субстантивный базис для этой работы – Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
Все более важной задачей является становление и развитие правозащитной деятельности среди русскоязычных людей, проживающих за пределами своей исторической Родины. Проведение заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников в Страсбурге предполагает концентрацию разговора прежде всего на тех возможностях, которые открываются в Совете Европы, охватывающем 47 стран.
Традиционная правозащитная тематика, представленная в Европейской конвенции о правах человека 1950 года, а также в национальном праве стран-членов Совета Европы, сегодня все чаще рассматривается под особым углом зрения. Если в годы холодной войны это были вопросы отношений двух конкурирующих социально-политических систем, то сегодня таким вопросом являются проблемы взаимоотношений представителей различных цивилизационных идентичностей. Именно через призму межкультурных и межцивилизационных отношений воспринимаются свобода убеждений, слова, собраний, избирательные права и так далее.
За последние десятилетия все европейские страны столкнулись с большим притоком населения из других стран или регионов, культура которых резко отличается от европейской. Реагируя на происходящие изменения, в 2008 году Комитет министров Совета Европы принял Белую книгу по межкультурному диалогу, в подготовке которой принимало активное участие Российская Федерация, а Русская Православная Церковь также вносила свои предложения и принимала активное участие в обсуждении основных идей доклада. В мае 2011 года появился доклад Группы видных деятелей Совета Европы «Жить вместе – разнообразие и свобода в Европе XXI века». От России в ее работе принимал участие уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин. Презентация доклада уже прошла в Германии, Италии, Великобритании и России.
Во введении доклада видных деятелей говорится о том, что население Европы сократится на 100 миллионов жителей за 50 грядущих лет, если она откажется от иммигрантов. Такое сокращение может быть угрозой европейскому экономическому благополучию. Однако в этих документах главный акцент делается на положении выходцев из восточных и азиатских стран, а также цыган. Возрастает и число мероприятий, посвященных этим темам. Например, 22 сентября в Страсбурге пройдет встреча мэров городов по вопросам цыган. Неужели у русскоязычных общин Европы меньше проблем, заслуживающих внимания Совета Европы? Или более шире: неужели дефицит рабочей силы в Европе должен выводить из фокуса демографическую ситуацию коренного населения Европы?
Настало время учиться отстаивать свои законные права на сохранение собственной цивилизационной идентичности в ее различных проявлениях. Я говорю именно о цивилизационной идентичности, а не о культурной, потому что первая гораздо шире. Она включает не только право на родной язык, культуру, но и на сохранение своей религии, связей с исторической Родиной, организацию коллективной жизни и гражданскую, экономическую, культурную активность в странах проживания. Любопытно, например, в докладе видных деятелей Совета Европы 2011 года смело предлагается закрепление и распространение в Европе двойной идентичности – турок-немец, североафриканка-француженка и другие.
А может ли существовать такое понятие как русский француз или русский англичанин? Другими словами может ли русскоязычный человек, полноценно интегрироваться в жизнь страны проживания, но при этом сохранять свою веру, культуру и прочее? Конечно, одного желания мало. Необходима организационная и материальная поддержка. Она должна приходить не только с Родины, но и от стран проживания. В странах Западной Европы русскоязычным людям трудно воспользоваться законодательством о национальных меньшинствах, так как речь идет о таких меньшинствах, которые проживают на протяжении долгих лет. Однако можно активно пользоваться теми предложениями, которые предлагаются в рамках интеграционной политики. Требуется разъяснять и объяснять, что знакомство с традициями и порядками страны проживания могут идти параллельно с мерами по сохранению своей изначальной цивилизационной идентичности. Тогда человек не отрывается от базовых ценностей, которые он, как правило, черпает именно через язык своей родной культуры.
Поддержанию такого ценностного базиса содействует развитие религиозного начала в жизни людей русского происхождения. Важным становится осознание необходимости защиты своих прав на религиозную свободу. Согласно поправкам 2010 года к закону о соотечественниках Российское государство «оказывает соотечественникам содействие в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав создавать национально-культурные автономии, общественные объединения и религиозные организации соотечественников, средства массовой информации и участвовать в их деятельности». Как правило, религиозная свобода наших сограждан не нарушается в Западной Европе. Однако ее полноценной реализации порой могут препятствовать задержки или отказ регистрации православных общин, или предоставление им юридического статуса ниже того, которым пользуются другие конфессии и религии в той или иной стране.
Например, здесь, в Эльзасе, католики, протестанты и иудеи пользуются большими возможностями, чем все другие религии. Иногда такие препятствия могут проявляться в задержке выделения земли под строительство необходимого религиозного сооружения. Так, начиная с 2005 года, наш приход ставил вопрос о выделении земли под строительство церкви. Только после визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне – Святейшего Патриарха) в 2007 году в Страсбург власти города всерьез занялись решением этой проблемы. И только в 2011 году было принято решение о выделении необходимого участка.
Совет Европы популярен своим уникальным механизмом – Европейским судом по правам человека. Конечно, необходимо им пользоваться для защиты своих прав. Но в Совете Европы можно работать и по-другому. Речь идет о формулировании и продвижении программ или направлений работы по положению русскоязычного сообщества в Европе за пределами страны своего гражданства. Хорошо, что Российское государство поддерживает соотечественников, но важно, чтобы русскоязычная диаспора научилась работать в международных организациях.
Например, в Совете Европы действует Конференция международных неправительственных организаций (КМНО). НПО-члены могут выступать в качестве консультантов в различных проектах Совета Европы, содействовать работе межправительственных комитетов на институализированной основе или ad-hoc, готовить меморандумы для генерального секретаря Совета Европы, делать устные или письменные заявления в комитеты ПАСЕ или Конгресс местных и региональных властей, обращаться к участникам семинаров или встреч, организуемым СЕ. В Конференции собирается положительный опыт работы гражданского общества. Сегодня генеральный секретарь Совета Европы проводит курс на активизацию контактов с гражданским обществом. Мы можем внести свой вклад. Нам важно понимать и содействовать распространению опыта гражданской деятельности российских соотечественников, а также аналогичного опыта российского гражданского общества.
На мой взгляд, востребованным может быть опыт межрелигиозных и межнациональных отношений как в диаспоре, так и на Родине. Это не значит, что в России никогда не возникало и не возникает больших или малых конфликтов в межкультурной и межрелигиозной сфере. Они были, есть и будут. Эффективность российской модели межрелигиозного диалога определяется не отсутствием проблем, а наличием в ней действенного механизма по их решению. В последние годы активизировалась работа Межрелигиозного совета России, созданного еще в 1998 году. 17 января 2011 года принято решение о создании Миротворческой миссии при Межрелигиозном совете России. 1 марта 2011 года объявлено о создании Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. На мой взгляд, российским соотечественникам есть, что представлять в Европе.
Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге готово обсуждать и работать с различными проектами, направленными на укрепление русской циилизационной идентичности наших соотечественников и их полноценную интеграцию в общества проживания.