23-24 апреля 2007 года в Сан-Марино, независимом государстве на территории Италии, состоялась европейская конференция Совета Европы, посвященная религиозному измерению межкультурного диалога. Конференция была организована в рамках председательства государства Сан-Марино в Комитете министров Совета Европы (сменившего на этом посту Россию).
Тема межкультурного и межрелигиозного сотрудничества стала в последние годы одной из приоритетных в повестке дня Совета Европы, крупнейшей европейской международной организации, членами которой являются 46 стран, включая Россию, Украину и другие страны постсоветского пространства.
В конференции приняли участие более ста человек - дипломаты, политические и общественные деятели, делегаты традиционных европейских религиозных организаций (католические, православные, протестантские церкви, иудаизм и ислам), представители неправительственных организаций, журналисты.
Русскую Православную Церковь представляли епископ Венский и Австрийский Иларион, Представитель при европейских международных организациях в Брюсселе, и игумен Филарет (Булеков), Представитель Московского Патриархата в Страсбурге.
В конференции также приняли участие митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат) и епископ Ахайский Афанасий (Элладская Православная Церковь).
Генеральный секретарь Совета Европы г-н Терри Дэвис, обращаясь к участникам встречи, отметил, что взаимоотношения СЕ с религиозными организациями строятся на двух основных принципах. Первый касается прав человека и основывается на Европейской Конвенции, 9 статья которой защищает свободу мысли, совести и религии, а также возможность выражать свои религиозные чувства как в публичной, так и в частной жизни. Второй принцип рассматривает религию как важный фактор идентичности, как неотъемлемую часть культуры человечества наравне с историей, языком и культурным наследием. Именно поэтому Совет Европы, придавая большое значение межкультурному диалогу, предпринимает активные действия по изучению и развитию его религиозного измерения.
С обращениями к участникам конференции также выступили Министр иностранных дел Сан-Марино г-н Фьоренцо Столфи (Mr. Fiorenzo Stolfi), представитель Парламентской Ассамблеи Совета Европы г-н Луис-Мария де Пуиг (Mr. Luis-Maria de Puig). Свои приветствия направили Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Председатель ОБСЕ посол Жозе Лопес Йорин (Mr. Jose Angel Lopez Jorrin), Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Коиширо Мацуура (Mr. Koichiro Matsuura) и другие.
Со специальным посланием, которое огласил епископ Иларион, к участникам Конференции обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В нем Предстоятель Русской Православной Церкви рассматривает как одну из важнейших задач построение мира, свободного от межцивилизационных противоречий, при сохранении религиозных традиций во всем их многообразии.
Важным вопросом повестки дня конференции было рассмотрение механизмов взаимодействия Совета Европы и институтов гражданского общества с религиозными организациями и общинами. С докладами на эту тему выступили г-н Жан-Поль Виллем (Mr. Jean-Paul Willaime), директор Европейского Института религиозных исследований (Париж), и постоянный представитель Армении при Совете Европы посол Кристиан Тер Степанян (Mr. Christian Ter Stepanian).
Г-н Тер Степанян ознакомил участников конференции с ходом рассмотрения практических вопросов сотрудничества Совета Европы с религиозными организациями, которое ведется в специальной рабочей группе и на заседаниях Комитета министров. Принято решении на первом этапе развития регулярной и институализированной работы проводить ежегодные встречи с участием представителей традиционных европейских религий. Эти встречи, ближайшая из которых должна состояться уже в следующем году, будут посвящены конкретным вопросам повестки дня Совета Европы.
Выступая по этому вопросу Представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет подчеркнул необходимость скорейшего предоставления религиозным организациям партнерского и консультативного статуса при СЕ, что предполагает возможность прямого информирования как сотрудников Совета, так и делегатов ПАСЕ о позиции религиозных организаций по всем вопросам повестки дня, напрямую затрагивающим жизнь и свободы верующих европейцев. Игумен Филарет отметил, что светские неправительственные организации уже давно имеют и широко используют такую возможность. Позиция Русской Православной Церкви была поддержана не только представителями других Православных Церквей, но и большинством делегатов от религиозных организаций Европы.
Со своей стороны, ряд делегатов от гуманистических и атеистических неправительственных организаций выразили озабоченность активным вовлечением религии в политику. По их мнению, основной задачей таких международных правозащитных организаций, как Совет Европы, должно стать как раз ограничение возможности религиозных организаций вмешиваться в вопросы законотворчества и публичной жизни общества. Эта позиция вызвала открытую полемику в ходе Конференции.
Другим важным вопросом, рассматривавшимся на Конференции, была подготовка в Совете Европы Белой книги по межкультурному диалогу - документа предназначенного для определения стратегических задач диалога и инструментов его практической реализации. Со специальным докладом по этой теме выступила Генеральный директор Совета Европы по вопросам образовании и культуры г-же Габриэлла Баттаини-Драгони (Mme Gabriella Battaini-Dragoni). Впервые столь важный документ Совет Европы предварительно вынес на широкое обсуждение общественности, активно привлекая к этому процессу европейские религиозные общины.
В своем выступлении по этой теме игумен Филарет отметил, что основополагающей проблемой является определение «культуры» (применительно к межкультурному диалогу) и, соответственно, вопрос о соотношении культуры и религии. «По этому, второму, вопросу существует два основных подхода. Согласно светскому подходу, религия, как правило, воспринимается как одно из измерений культуры. Религиозный подход, напротив, рассматривает культуру как «плоть» религиозной традиции, считая источником культуры именно религиозный культ. Иначе говоря, религия связана с культурой, но не может быть с ней отождествлена, ибо обладает собственной сущностью.
Отсюда следует другой важный момент. Если религию и нельзя отождествить с культурой, то религия при этом неразрывно связана с устоявшейся культурной традицией. А это значит, что религиозную традицию нельзя свести к индивидуальному выбору, как это иногда делают, когда рассматривают религию исключительно с точки зрения свободы выбора, свободы вероисповедания. Религиозная традиция не только частное, личное дело каждого человека как носителя прав и свобод, но и смыслообразующая и одушевляющая сила самой культуры. По крайней мере, в некоторых случаях. Иными словами, религия может выступать и в форме культурной сопричастности, а не только в форме активной вовлеченности в религиозную практику.
Третий аспект. Религия предполагает определенное мировоззрение и определенную систему моральных ценностей. Это значит, что как только мы обращаемся к религиозному измерению межкультурного диалога, мы невольно затрагиваем мировоззренческие и моральные вопросы. В ситуации ценностного плюрализма они также становятся предметом диалога», - отметил игумен Филарет.
Говоря о самом предмете межкультурного диалога в целом, о. Филарет выделил два аспекта: «Во-первых, это диалог разных "культур" (как бы их не определять) внутри Европы, а, во-вторых, это диалог "европейской культуры" с сопредельными ей культурными регионами. И вот этот второй аспект диалога настоятельно требует, чтобы в первом случае - в процессе внутриевропейского диалога - было выработано некое общее представление о "культуре" самой Европы как исторического феномена и ныне существующего культурного региона мира. И здесь опять нельзя обойти религиозную тему.
На мой взгляд, одной из задач межкультурного диалога, инициируемого Советом Европы как консолидирующим Большую Европу инструментом консультаций и взаимодействия, является прояснение вопроса об общеевропейском значении христианского наследия в его религиозных и культурных измерениях. По этому вопросу существуют разные точки зрения, и необходимо прийти к некоему консенсусу - достичь сбалансированного видения».
Представитель Русской Православной Церкви также коснулся вопроса о возможных формах и направлениях межкультурного диалога: «С одной стороны, необходимо развивать диалог носителей секулярного сознания и религиозного сознания, представителей гуманистической традиции и традиций религиозных. Такой диалог по необходимости будет включать в себя обсуждение мировоззренческих и этических вопросов - как в теоретическом, так и в практическом плане.
А с другой стороны, необходимо придать постоянную форму внутриевропейскому диалогу между авторитетными представителями разных религий, разных церквей и религиозных сообществ, оказывающих значительное влияние на жизнь, мышление, ценностные ориентации множества граждан Большой Европы.
Целью таких внутриевропейских диалогов долен стать поиск согласия относительно базовых принципов и ценностей, определяющих социальное бытие европейских обществ, а также выявление и определение особой роли религий и религиозных сообществ как в прошлом, так и в настоящем.
Думаю, что Совет Европы, а в особенности IV Генеральный Директорат, который работает в области межкультурного диалога, может обеспечить для реализации религиозного измерения этого диалога постоянную площадку. В условиях возрастания роли религиозного фактора в социальной и политической жизни европейских обществ и мира в целом необходимость в организации такой постоянной площадки ощущается все сильнее», - подчеркнул игумен Филарет.
По завершении работы Конференции в Сан-Марино был принят итоговый документ, окончательный текст которого с учетом поступивших многочисленных предложений будет доработан в ближайшее время.